НИКИФОР КЛАРОНЦАН
Том XLIX, С. 677-679
опубликовано: 17 сентября 2022г.

НИКИФОР КЛАРОНЦАН

[Греч. Νικηφόρος ὁ Κλαροντζάνης] († ок. апр. 1645, Молдавское или Валашское княжество), патриарх Александрийский (с 1639). Род. на о-ве Крит, до Патриаршества носил имя Николай. В сане иеромонаха прибыл в Молдавское княжество во время 2-го пребывания на господарском троне Мирона Барновского (апр.- 2 июля 1633), возможно, по рекомендации патриарха Иерусалимского Феофана IV, который совершил неск. поездок в Молдавское княжество для сбора пожертвований. Иером. Николай стал духовником молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653), а также занимался подготовкой священнослужителей.

В 1639 г. иером. Николай находился в К-поле в качестве дидаскала и богослова Великой ц. После смерти в Тырговиште Александрийского патриарха Митрофана Критопулоса (апр./май 1639) он был 16 мая избран его преемником (по настоянию Василе Лупу) и получил имя Никифор. Церемонию интронизации 26 мая возглавил К-польский патриарх Кирилл II Контарис. Сведения об этом событии сохранились в донесениях посла Свящ. Римской империи Й. Р. Шмида кардиналу А. Барберини (от 30 мая 1639). Шмид считал Н. К. высокообразованным человеком, непримиримым к протестантизму, и верил, что патриарх Кирилл II найдет средства, чтобы склонить нового Александрийского первосвятителя к сближению с Римским престолом (Hurmuzaki. 1882. Vol. 4. Pt. 1. P. 642-643). Перед отъездом в Египет Н. К. посетил Яссы, чтобы отблагодарить господаря Василе Лупу за оказанную поддержку, и Тырговиште, где намеревался забрать имущество покойного Митрофана Критопулоса, о чем сообщал в окружном послании к егип. пастве летом 1639 г. (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1889. Σ. 502; Idem. 1891. Τ. 1. Σ. 349). Первая подпись Н. К. в документах Александрийской Патриархии датируется 5 окт. 1639 г.

Чтобы отдать долги, накопившиеся у Александрийской Церкви в течение длительного времени, Н. К. воспользовался щедростью молдав. господаря, опиравшегося в своей политике на поддержку Восточных Церквей и предоставлявшего правосл. духовенству значительные пожалования. Одновременно Н. К. просил помощи у рус. царя Михаила Феодоровича, к-рому передал письмо от 25 авг. 1639 г. через греч. купца Константина Евстафьева (Остафьева), названного патриархом духовным сыном. Н. К. с огорчением отмечал, что ему не была отдана милостыня, к-рую московский царь адресовал его предшественнику по кафедре Митрофану, и просил вновь прислать царское «жалованье» (рус. пер.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 7. Л. 13-16). Из Александрии 25 окт. 1639 г. Н. К. отправил письмо патриарху Московскому Иоасафу I, которого просил не оставлять его престол милостыней, подобно покойному патриарху Московскому Филарету (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 160). В ответ на эти просьбы с Константином Евстафьевым Н. К. была передана царская грамота, датированная 14 февр. 1640 г., в которой патриарху сообщалось о пожалованной ему милостыне и высказывалась просьба о молитве за царя и всю его семью (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 7. Л. 48-49). По царскому указу патриарху было отправлено 4 сорока соболей на 150 р. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 7. Л. 46; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 211-212). Благодарственный ответ Н. К., присланный с Константином Евстафьевым, датирован 22 окт. 1640 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1641 г. Д. 14. Л. 12-19; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 220-221). В то же самое время до Москвы доходили слухи и предупреждения о присылаемых поддельных грамотах Н. К., возможно именно в связи с отъездом патриарха в Александрию. К-польский патриарх Парфений I, от имени которого также писались «воровские нарядные грамоты», учинил следствие об этом и, обнаружив подделки, уничтожил их (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 8. Л. 47; Ченцова. 2008. С. 223).

Согласно подсчетам А. И. Пападопуло-Керамевса, основанным на подписях Н. К. в документах и сроках назначения им наместников, патриарх находился в Египте с 5 окт. 1639 по 8 нояб. 1640 г., с 20 февр. по 26 сент. 1641 г., с янв. по авг. 1642 г. (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1889. Σ. 503). По мнению ряда авторов, он мог вместе с патриархом Феофаном Иерусалимским и Мелетием Сиригом участвовать в заседаниях Ясского Синода 15 сент.- 27 окт. 1642 г. (см.: Schelstrate. 1739. Pars 1. P. 404-405), посвященных рассмотрению «Исповедания православной веры» митр. Киевского Петра (Могилы). В кон. 1642 г. Н. К. уже определенно находился в Египте, поскольку 20 дек. эпитропы Н. К.- драгоман Антонио Грилло и скевофилак Великой ц. Христофор сообщили в Москву о получении ими вновь посланной Н. К. милостыни, к-рая была отправлена ими патриарху в Александрию (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 190).

Связи Н. К. с греками, к-рых из-за их деятельности в роли дипломатов-посредников и информаторов Посольского приказа было принято называть «политическими агентами», не ограничивались Константином Евстафьевым. На одном из листов вестового письма грека Иоанна Варды Тафрали (Ивана Петрова), датированного 15 дек. 1644 г., в котором приводятся сведения о только что начавшейся Критской (Кандийской) войне, обнаруживаются оттиски 2 печатей Н. К. По-видимому, патриарх с большим беспокойством воспринял известия о разгоревшемся на его родине противостоянии Венеции и Османской империи (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. № 219. Л. 1; № 227. Л. 1; № 234. Л. 1).

В 1644 г. в поисках источников помощи для Александрийской Церкви Н. К. совершил поездку в Грузию (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1889. Σ. 503). Оттуда он прибыл в К-поль, где в сент. 1644 г. вместе с патриархом Антиохийским Евфимием III подписал акт об избрании патриарха К-польского Парфения II (Σθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 577). Здесь Н. К. приложил немало усилий, чтобы аннулировать разрешение патриарха К-польского Парфения I, данное в авг. 1643 г. архиепископу Синайскому на совершение литургии на подворье Джувания в Каире: наличие альтернативного центра богослужения лишало Патриархию последних доходов. В янв. 1645 г. патриарх Парфений II адресовал господарю Василе Лупу окружное послание, в к-ром поддержал Н. К., и молдав. господарь впосл. также встал на их сторону (подробнее о конфликте см. в статьях Екатерины великомученицы монастырь на Синае; Иоанникий, патриарх Александрийский; Нектарий, патриарх Иерусалимский).

Проблемы, связанные со статусом Cинайcкого монастыря, помешали Н. К. предпринять путешествие ко двору царя Михаила Феодоровича. В письме от 5 янв. 1645 г., переданном в Москву греками Николаем Павловым и Фомой Ивановым, Н. К. отмечал, что вынужден из Молдавского княжества, где тогда находился, вернуться в Александрию, поскольку опасается, как бы там «злые люди... не учинили каких проторей», а также сообщал о кончине патриарха Феофана Иерусалимского (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 21. Л. 22-25; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 278-280; Ченцова. 2006. С. 98). О невозможности приехать в Россию Н. К. писал и в послании от 22 янв. того же года, привезенном царю александрийским архим. Варфоломеем. На этот раз Н. К. просил для Патриаршего престола 4 иконы и архиерейскую митру, присланную уже его преемнику (Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 289). 20 янв. Н. К. адресовал письмо царице Евдокии Лукьяновне, в к-ром просил подать «утешение... словом и делом» бедствующей Александрийской Церкви (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 27. Л. 3-13, 14-24; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 290). Архим. Варфоломей передал в Москве дары Н. К.: царю - мощи прав. Лазаря, резной крест и смирну; царице - мощи равноап. Марии Магдалины; царевичу Алексею - мощи свт. Иоанна Златоуста, а также др. подношения всем членам царской семьи (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 27. Л. 43; Д. 15. Л. 108-109; Д. 33. Л. 19-20).

Жалобы на невозможность из-за «агарян» (но, разумеется, прежде всего из-за конфликта с синаитами) приехать в Москву не помешали Н. К. надеяться на получение материальной помощи от царского двора; он также снабжал своими письмами (сохранившимися в греч. подлинниках и рус. переводах) др. просителей милостыни, отправлявшихся в русскую столицу (см., напр., письмо о греке Иване Митилинском: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 20. Л. 14-15, 26-28). Как следует из письма царю о греке-купце Палеологе Кантакузине (Павле Яковлеве) от 1 февр. 1645 г., оно было составлено Н. К. в Яссах; там же Н. К. поставил подпись под посланием о пожаловании милостыни жившему в Молдавском княжестве греку Зафирию (Захарию Юрьеву) от дек. 1644 г., подписанным также патриархом К-польским Парфением II (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 221, 227; Оп. 1. 1645 г. Д. 34. Л. 1-4, 8-11). Весной 1645 г. митр. Палеопатрский Феофан привез адресованное царю письмо Н. К. (от 18 февр. 1645), в к-ром тот сообщал о разорении Восточной Церкви, поставлении патриарха Парфения II и рекомендовал митр. Феофана в качестве посланца в Московское гос-во (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 229; Оп. 1. 1645 г. Д. 32. Л. 40-45, 60-65; Ченцова. 2006. С. 127-128, 150 (фото); Eadem. 2007. P. 163. Ill. 3). Одновременно в Москву приехал грек Афанасий Иванов с братом и передал царю письмо, датированное 27 февр. 1645 г., в котором Н. К. просил прислать ему милостыню через отправившегося в Москву архим. Варфоломея (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 33. Л. 15-20).

Последние сохранившиеся грамоты Н. К. в Москву были привезены уже после его кончины: письмо о пожаловании милостыни Парфению, митр. Бутротскому и Гликейскому, и братии мон-ря св. Доната в Ст. Эпире, подписанное также патриархом Иерусалимским Паисием, было написано 26 марта 1645 г., а передано митр. Парфением в янв. 1646 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 232; Оп. 1. 1646 г. Д. 11. Л. 17-23; Ченцова. 2011. С. 74-75); письмо о пожаловании милостыни греку-ювелиру Константину, датированное 15 апр. 1645 г., было привезено в марте 1647 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1647 г. Д. 20. Л. 16-20).

Летом 1645 г., когда архим. Варфоломей еще находился в Москве, сюда приехал др. александрийский архимандрит, Макарий, с посланием патриарха Александрийского Иоанникия (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 241, июль 1645), в к-ром сообщалось о кончине Н. К. и высказывалась просьба о пожаловании милостыни уже новому предстоятелю (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 47). В сент. 1648 г., спустя неск. лет после смерти Н. К., патриарх К-польский Иоанникий II Линдиос в грамоте царю Алексею Михайловичу просил пожаловать милостыней племянника покойного патриарха, Мелетия, архимандрита Никольского мон-ря близ Ретимно на Крите. Согласно посланию, семья Мелетия пострадала в ходе Кандийской войны от осаждавших остров османских войск (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 318; Ченцова. 2011. С. 74-75).

Н. К. принадлежит один из греч. вариантов Сказания о вмч. Иоанне Новом, Сочавском, и службы, посвященной этому святому (после 1643). Версия Н. К. является вольной переработкой румын. перевода (со славянского) митр. Молдавского Варлаама (Моцока) с привлечением устной молдавской традиции, которая присутствует и в летописи современника Н. К.- Григоре Уреке. Перевод Мученичества и службы был издан на средства соотечественника Н. К. Фомы Буюкиса в Яссах в 1819 г.

Пер.: ᾿Ακολουθία τοῦ ἁγίου μάρτυρος ᾿Ιωάννου τοῦ Τραπεζουντίου. ᾿Ιάσιο, 1819.
Ист.: Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2; Hurmuzaki E. Documente privitoare la istoria românilor. Bucur., 1882. Vol. 4. Pt. 1. P. 641-643; Idem. 1915. Vol. 14: Documente greceşti privitoare la istoria românilor. Pt. 1: 1320-1716 / N. Iorga. P. 175-182; Allatius L. De ecclesiae occidentalis et orientalis perpetua consensione. Coloniae Agrippinae, 1648. Col. 1065; Schelstrate E. Acta orientalis ecclesiae contra Lutheri haeresim monumentis. R., 1739. Pars 1. P. 404-405; Досифей, патр. Иерусалимский. История епископии горы Синая // Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. 1909. Т. 2. С. 39-47. (ППС; Вып. 58. Ч. 2); Malvy A., Viller M., eds. La Confession orthodoxe de Pierre Moghila métropolite de Kiev (1633-1646) approuvée par les patriarches grecs du XVIIe siècle. R., 1927. P. XLVIII-LXIX. (OrChr; Vol. 10. N 39).
Лит.: Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. Σημειώσεις περ τοῦ πατριάρχου ᾿Αλεξανδρείας Νικηφόρου // ΔΙΕΕ. 1889. Τ. 3. Σ. 494-503; idem. ῾Ιεροσολυμιτική βιβλιοθήκη. Πετρούπολις. 1891. Τ. 1. Σ. 349; Hurmuzaki E. Fragmente din istoria românilor. Bucur., 1900. Vol. 3. P. 139-141; Sidarouss S. Des patriarcats: Les patriarcats dans l'Empire ottoman et spécialement en Egypte: Diss. P., 1907. P. 155-163; Dragomir S. Contribuţii privitoare la relaţiile Bisericii Româneşti cu Rusia în veacul XVII // Analele Academiei Române: Memoriile sectiunii istorice. Ser. 2. 1911/1912. Vol. 34. N 21. P. 1065-1247; Iorga N. Vasile Lupu ca următor al împăraţilor de Răsărit în tutelarea Patriarhiei de Constantinopol şi a Bisericii Ortodoxe // Ibid. 1913/1914. Vol. 36. N 8. P. 207-235; idem. Domnii români Vasile Lupu, Şerban Cantacuzino şi Constantin Brâncoveanu în legătură cu patriarhii Alexandriei // Ibid. Ser. 3. 1932/1933. Vol. 13. N 6. P. 139-148; idem. Legături româneşti cu Muntele Sinai // Ibid. P. 335-346; idem. Byzance après Byzance: Continuation de l'«Histoire de la vie byzantine». Bucarest, 1935; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914; Petit L. Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 121; Μαζαράκης Γ. Γ. Συμβολὴ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς ἐν Αἰγύπτῳ ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αλεξάνδρεια, 1932. Σ. 321-322; Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). ᾿Αλεξ. Σ. 693-708; Ionescu D. G. Relaţiile Ţărilor Române cu Patriarhia de Alexandria. Bucur., 1935; Bodogae T. Din istoria Bisericii Ortodoxe de acum 300 de ani: Consideraţiuni istorice in legătură cu Sinodul de la Iaşi. Sibiu, 1943; Pall F. Les relations de Basile Lupu avec l'Orient orthodoxe et particulièrement avec le Patriarcat de Constantinople // Balcania. P., 1945. Vol. 8. P. 66-140; Pulpea-Rămureanu I. Legăturile Patriarhiei de Alexandria cu Tările Române // Studii teologice. Bucur., 1956. Vol. 8. N 1/2. P. 59-80; Ivan I. Patriarhi ortodocşi în Moldova // Mitropolia Moldovei şi Sucevei. Iaşi, 1975. Vol. 51. N 9/12. P. 668-698; Zach K. Orthodoxe Kirche und rumänisches Volksbewusstsein im 15. bis 18. Jh. Wiesbaden, 1977; Δημητρίου Β. Γ. Νεοελληνικα μεταφράσεις-διασκευα τοῦ μαρτυρίου τοῦ ᾿Ιωάννου τοῦ νέου τοῦ ἐν Λευκοπόλει συνταχθέντος ὑπὸ Γρηγορίου Τσάμπλακ. ᾿Αθῆναι, 1982; Ченцова В. Г. Челобитная палеопатрского митрополита Феофана 1645 г. об организации греческого книгопечатания и греческой школы в Москве // Palaeoslavica. Camb., 2006. Т. 14. P. 77-151 (здесь: P. 97-98, 127-128, 150); eadem. [Tchentsova V.] Documents grecs des métoques roumains du Mont Athos et des Patriarcats orientaux conservés à Moscou à la lumière d'une analyse paléographique // Romanian Principalities and the Holy Places along the Centuries: Papers of the Symp. held in Bucharest, 15-18 oct. 2006. Bucur., 2007. P. 157-174 (здесь: P. 162-163, 172. Ill. 3, 15); она же. Филиграноведение в изучении греч. документов XVII в. // Историография, источниковедение, история России X-XX вв.: Сб. ст. в честь С. Н. Кистерева. М.; СПб., 2008. С. 187-241 (здесь: С. 220, 225-226); она же. Писец Николай Армириот и Крест царя Константина: К истории связей Ватопедского монастыря с Россией в XVII в. // Palaeoslavica. 2011. Т. 19(2). P. 60-109 (здесь: P. 73-77); Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009. С. 18, 33, 36.
М. Антон, В. Г. Ченцова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)
  • АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)
  • АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)
  • АПОЛЛИНАРИЙ († ок. 568 г.), свт., Патриарх Александрийский